Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
Составляющие функциональной грамотности:
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность - знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
Зачем формировать функциональную грамотность в школе
В школе проводятся мероприятия по развитию функциональной грамотности, чтобы выполнить государственные задачи и требования ФГОС НОО, ООО и СОО.
Приоритетной целью государственной образовательной политики стало вхождение России в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Для этого необходимо, чтобы российские школьники показывали высокие результаты в международных исследованиях по оценке качества образования. В таких исследованиях большую ценность имеет сформированность функциональной грамотности учеников.
Примером международной оценки функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста является PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment). Оценку проводит Организация экономического сотрудничества и развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, которые необходимы для полноценного функционирования в современном обществе – для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Новые ФГОС НОО и ООО предусматривают, что школа создаёт условия, которые позволят сформировать функциональную грамотность учащихся – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных и метапредметных (универсальных) способов деятельности. Это создаст основу дальнейшего успешного образования и ориентации подростка в мире профессий (п. 34.2 ФГОС НОО, п. 35.2 ФГОС ООО).
ФГОС СОО включает функциональную грамотность для решения практических задач в предметные результаты по химии, физике и биологии (п. 9.6 ФГОС СОО).
Для школьников функциональная грамотность полезна тем, что позволяет использовать школьные знания в повседневной жизни. Для этого задания на уроке надо «оформлять» в жизненные ситуации. Поскольку нет отдельного предмета «функциональная грамотность», любой предмет, курс, модуль – это ресурс для развития навыков и умений учащегося, которые пригодятся ему в дальнейшей взрослой жизни.
Нормативное обеспечение
Федеральные документы
Региональные документы
Муниципальные документы
Школьные документы
Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учеников 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий
Читательская грамота 5-9 класс
Естественно-научная грамотность 5-9 класс
Финансовая грамотность 5-9 класс
Глобальные компетенции 5-9 класс
Математическая грамотность 5-9 класс
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Естественнонаучная грамотность.
- Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Финансовая грамотность.
- Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Математическая грамотность.
- Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности. Читательская грамотность
- Основные подходы к оценке читательских компетенций учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики и система оценивания (7 кл.)
Полезные ресурсы
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ
Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий
Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) на официальном сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений»
Просвещение_ Банк заданий по функциональной грамотности_1-9 кл